VK  Facebook  Twitter  Instagram  YouTube
полная версия

Владимир Алекно: В спорте ничего не возникает само по себе

Дата публикации: 28 ноября 2008
Источник:
Просмотров: 1141
Переходный период
 В межсезонье лучшая команда Европы обрела нового генерального спонсора в лице «Газпрома» и сменила название. Вернее, спонсор остался прежним – «Таттрансгаз», структурное подразделение «Газпрома» в Татарстане, которое в начале 2008 года было переименовано в «Газпром трансгаз». Но в любом случае, «Динамо-ТТГ» ушло в историю, на смену ему пришел «Зенит». Говорят, что теперь все команды в различных видах спорта, которым покровительствует «Газпром», станут «Зенитами». Получится сила не хуже  ЦСКА, «Торпедо» или «Локомотива»… 
Еще одно новшество: в нынешнем сезоне на видеотабло в Баскет-холле крутят блокбастер с казанскими волейболистами в главной роли. Олимпийские чемпионы Пекина Стэнли и Болл - в виде мультяшных героев в армейском камуфляже и с винтовками на перевес. Зрителям нравится. «Зенитчики, вперед!» - ди-джей в очередной раз призывает поддержать волейболистов. Болельщики хором запевают «Катюшу», но по-прежнему за глаза называют команду по-старому - «Динамо-ТТГ». И даже диктор в зале частенько путается, нарекая Рафката Кантюкова президентом клуба «Динамо-Таттрансгаз». Но ничего,  пройдет какое-то время, и все привыкнут, особенно, если будущие победы будут под стать добытым в прошлом сезоне.
Кроме сугубо протокольных изменений в казанском клубе произошли весьма существенные кадровые перестановки. Виктор Сидельников, возглавлявший команду на протяжении семи лет, сдал свои полномочия. Пост наставника принял главный тренер сборной России Владимир Алекно. Ко всему прочему, Казань летом покинули Косарев и Тетюхин, на замену  которым пришел, по сути,  лишь Корнеев; а вот «центрового» Егорчева призван заменить Абросимов. В общем, состав «Зенита» не просто помолодел, но, положа руку на сердце, пока  уступает прошлогоднему. Вывод из выше сказанного прост: Алекно еще только предстоит создать новую команду-звезду. Если получится, конечно. Так что казанских болельщиков ждет переходный период. В клубе взяли курс на омоложение, на подготовку собственного резерва, и потому с глобальными успехами, похоже, придется немного подождать. Причем, главный тренер не снимает с себя ответственности за каждый сиюминутный результат. 
 
С «Динамо» можно играть на равных
- В одном из интервью вы сказали, что очень тяжело переживаете поражения. В этом сезоне «Зенит» уже дважды всухую проиграл московскому «Динамо». И совсем скоро ему предстоит встретиться с чемпионом России в полуфинале Кубка страны.
- Я больше переживаю не за итог этих встреч, а за манеру поражения. На матче за Суперкубок команда действительно была не в форме, проиграла по всем статьям. Совсем другой волейбол «Зенит» показал в домашней встрече. Тогда нам немного не повезло. Ну, сложись первая партия по-другому! Ведь команда Баньоли сама нас побаивалась. Однако в игре вдруг наступали моменты, когда наши игроки впадали в какой-то ступор, начисто забыв, что для победы необходимо бороться, цепляться за каждый розыгрыш, на сколько сильной ни была команда на другой половине площадки.  Но в то же время первая и вторая партия продемонстрировали, что с динамовцами можно биться на равных.
- Однако в третьей Бережко похоронил весь ваш энтузиазм серией подач.
- Да не было в них ничего сложного! Однако после его 2-3 сильных подач ребята почему-то определили для себя -  «Динамо» делает на площадке что-то сверхъестественное. Складывалось ощущение, что они ошибались только для того, чтобы узнать, сколько Бережко еще сможет подать, пока сам не допустит ошибку. В Финале четырех кубка России в Новосибирске нам снова придется встретиться с командой Баньоли. И если хотим добиться положительного результата, то надо быть более агрессивными, верить в свои силы.
 
От Корнеева и Бовдуя жду большего
- В первой половине ноября у «Зенита» очень напряженный календарь. Три тяжелых матча за восемь дней, причем, с разъездами…
- Да, шестого ноября играем в Голландии, а восьмого уже должны быть в Белгороде. Времени на восстановление вообще нет, проделать бы путь Казань – Апельдорн - Белгород без приключений!
- В вашей тренерской карьере происходило что-то похожее?
- Такие «отрезки» случались и когда тренировал французский «Тур», и когда работал с «Динамо». Но одно дело, когда в твоей команде 12 равноценных игроков, другое – когда всего шесть.
- Вы предполагаете, что кто-то из игроков «Зенита» еще должен раскрыться на протяжении сезона?
- Конечно. Жду большего от тех, кто в свое время достаточно долго просидел на  скамейке. Те же Бовдуй и Корнеев - теперь игроки основного состава, и за их спинами пока что нет ребят, кто бы мог выйти на равнозначную замену.
- В прошлом сезоне на некоторые матчи предварительного этапа чемпионата России ваш предшественник выставлял второй состав.
- Честно говоря, не умею играть в подобные игры – первый состав, второй, пятый, десятый… В каждом конкретном случае будем исходить из ситуации. Потому что вшестером Кубок России, чемпионат Суперлиги и Лигу чемпионов они не вытянут. Наверное, когда-то придется предоставить кому-либо дополнительный отдых. Но я надеюсь, что нагрузку на волейболистов мне удастся регулировать не за счет матчей, а при помощи тренировочного процесса.
 
Болл – сердце команды
- Как вы считаете, волейбольную команду можно сравнить с человеческим организмом? Где, допустим, за ясную голову отвечает главный тренер, за сердце и душу команды – капитан.
- Единственное, чего вы не учли, что за все, как правило, отвечает только тренер. Хотя правильно заметили, что связующий «Зенита» Ллой Болл - прирожденный лидер. На площадке он ведет ребят за собой. Болл не просто капитан, он - сердце команды. Дело даже не в том, что американец - олимпийский чемпион и всегда готов сделать качественную передачу. У Ллоя потрясающая аура «незаменимого человека». Без него, пожалуй, другие «органы» команды были бы мало на что способны.
- Но иногда случаются и беды. Человек, к примеру, теряет зрение, организм перестраивается. Известно, что люди после таких потерь начинают в несколько раз лучше слышать. В вашем конкретном случае: нехватка игроков, достойных  стартовой «шестерки» именитой команды, может быть восполнена какими-то другими победными качествами?
- Единственное, чем можно компенсировать сегодняшние наши проблемы, так это… созданием сильного, боеспособного коллектива в целом. На первый взгляд, казалось бы, взаимоисключающие понятия, да? Ведь мы уже привыкли: чем больше игроков-звезд, тем сильнее клуб. Кстати, предыдущий состав, еще «Динамо-ТТГ», во многом отвечал этому правилу. И тем не менее, я глубоко уверен, что и нынешняя  команда способна на многое. Но при этом  болельщики, журналисты должны понимать, что мы пока имеем право на ошибки. Наверное, этой фразой «подставляюсь» как главный тренер. Но коллектив не превратится в «победное» единое целое по мановению волшебной палочки, тут время необходимо. Хочу повторить: в спорте ничего не возникает само по себе, а всегда имеет какую-то базу, основание, плацдарм, которые, заметьте, готовятся не один день.  Например, новички не станут принимать мячи, как это делает Вербов, лишь потому, что они оказались в «Зените». Но командный дух, победный настрой, пример самоотверженности более опытных волейболистов помогут им быстрее раскрыть свой потенциал.
- Хорошо, а вот отсутствие сегодня третьего доигровщика – катастрофа для команды, которой  придется достойно представлять Казань в трех разных и непростых соревнованиях – финале Кубка страны, Суперлиге и Лиге европейских чемпионов?
- Катастрофа? О чем вы говорите? Это лишь момент  сегодняшнего дня, хотя, конечно, не очень мне приятный и усложняющий ситуацию. Но, как говорится, что есть – то есть. Я уже говорил, что большая нагрузка ляжет на Корнеева и Бовдуя. Значит, моя задача в этом плане - сделать так, чтобы они с ней справлялись на протяжении всего сезона, отыграли на своем лучшем уровне…  Жаль, что молодой Максим Шпилев, который мог бы помочь команде,  в последние годы получал очень мало игровой практики. Сколько не приезжал в Казань на игры «Динамо-Татрансгаз» просматривать сборников, всегда замечал Шпилева в свитере и джинсах. Если бы в клубе чуть-чуть задумывались о будущем, думаю, его бы чаще вносили в заявку на матч. Шпилев, Колесников, Обмочаев, Захаров – наш ближайший резерв. Так что будем подключать молодежь к играм в Суперлиге.
- Это правда, чтобы заполучить игрока топ-уровня на будущий сезон, переговоры с ним нужно вести, начиная, чуть ли не за год?
- Во всяком случае, подобный подход не является правилом. Но одно могу сказать с абсолютной уверенностью: сегодня не так-то просто пригласить нужного команде волейболиста. Вот и Ллоя Болла с Клэйтоном Стэнли в своих рядах хотел бы видеть уфимский «Урал», но они остались в «Зените». Тут надо понимать: деньги, которые сейчас в Казани, есть, как минимум, еще у восьми команд Суперлиги. А то и больше. При этом в российском волейболе наметился огромный дефицит игроков (особенно – принимающих), способных придти на смену нынешним лидерам. Не хочу быть голословным, поэтому приведу пример. 10-15 лет назад из молодежной сборной в Суперлигу приходили по 4 – 5 игроков. Отдача в принципе средняя, так? Сколько, как  вы думаете, последний состав «молодежки», участвовавший в чемпионате мира, дал волейболистов для лучших клубов России? Одного… При этом далеко не все стремятся попасть в Казань:  как уже говорил, клубов с похожими возможностями, а то и с более весомыми «козырями», в нашем чемпионате вполне достаточно. Не скрою, проводились переговоры с тем же Бережко, пытались даже вернуть обратно Шулепова. Хотел бы видеть в команде и Красикова, но с какой стати Шипулину отдавать волейболиста с действующим контрактом? Чтобы усилить Казань и помочь конкуренту?
- В современном волейболе возможно распределять нагрузку в атаке между доигровщиками, диагональным и центральными блокирующими? Может, «Зениту» стоит чаще использовать атаку первым темпом?
- А это уже решает связующий. Именно он должен читать игру и задействовать в атаке тех или иных волейболистов. Тренерскому штабу нужно больше задумывать над другими вещами. К примеру, как проводить восстановительный процесс, чтобы команда постоянно находилась в тонусе.

Фавориты – мы и «Копра»
- Кого вы считаете в чемпионате России лучшими легионерами?
- Сложно кого-то выдвинуть на первое место, а кому-то отвести вторые роли. Ведь каждый клуб, приглашая спортсмена на ту или иную позицию, решает свои собственные задачи. Согласен, не буду сейчас о Болле и Стэнли. Но, скажите разве можно недооценить таких игроков как Сото или Придди? Или как вам два легионера в московском «Динамо»? Отвечу так – все эти ребята очень сильны и достойны российского чемпионата.
- Вы не разговаривали с Боллом, как долго он еще собирается играть в классический волейбол?   
- Мы обсуждали эту тему. Он ответил, что продолжит  до тех пор, пока есть силы, и пока он получает удовольствие от игры.
- Американцы не раз упоминали о своем главном условии к клубу, в составе которого будут выступать -  чтобы команда играла в Лиге чемпионов. Следовательно, чтобы оставить Стэнли и Болла и на следующий сезон в Казани, «Зениту» необходимо сохранить в ней прописку.
- Они, действительно, горели желанием сыграть, прежде всего, в Лиге. Это был единственный клубный турнир, в котором американцы еще не побеждали. Но в прошлом сезоне  «Динамо-ТТГ» выиграло Лигу чемпионов, и, насколько знаю, приоритеты Стэнли и Болла в волейболе немного изменились.
- Возможность добыть путевку в Лигу на будущий сезон предоставится совсем скоро. Вас не удивил состав финальной четверки Кубка России?
- Нет. В Новосибирске мы не увидим «Локомотив-Белогорье», но для меня поражения Белгорода на старте сезона еще ничего не значат. «Белогорье» очень серьезный соперник, с которым всегда нужно считаться; который умеет проводить решающие матчи, играть финалы. Тетюхин, Косарев, Хамутцких – это мастера плей-офф. Им ли не знать, что танец хорош концовкой. Будьте уверены, в нужный момент команда Шипулина покажет все, на что способна.  
- Оцените расклад сил в Лиге чемпионов, как вам соперники по группе?
- Фавориты  - мы и итальянская «Копра». Французский «Пари Воллей» и голландский «Пиет Зомерс», думаю, чуточку послабее. В прошлом году я ездил смотреть матчи итальянской серии А и могу заверить, что с «Копрой» предстоят самые трудные игры. Но опять же, в главный европейский клубный турнир слабые команды не попадают.
- Болельщики в Казани являются ли «седьмым игроком» на площадке?
- Однозначно «да». Хочу сказать, что казанский клуб постоянно находится в поиске, разрабатывая различные приемы работы с публикой, и постепенно приходит к тому, чтобы сделать из волейбольных матчей качественный продукт, шоу, за которым зрителям будет интересно наблюдать. Конечно, чтобы собирать народ на волейбол, прежде всего нужны результат и победы, к которым болельщик здесь уже привык. Так что, будем стараться. Но я очень доволен, что в таком спортивном городе как Казань, где играют «Ак Барс», «Рубин», УНИКС, нам удается на каждый матч стабильно собирать по 3 – 4 тысячи зрителей.
- По-вашему, вход на матчи с участием «Зенита» в Казани должен оставаться бесплатным?  
- Расскажу, как дело обстояло во Франции, когда работал с «Туром». Билеты на наши матчи стоили по 12 евро. И на каждую игру приходило по 4 тысячи зрителей. В России ситуация другая. У нашего народа сегодня жизнь весьма непростая. Но продавать билеты, к примеру, по десять рублей – не вижу смысла. Если же взвинтить цены до трехсот, то есть риск, что потеряем своего болельщика. По крайней мере, сейчас замечаю, что на волейбол идут и пенсионеры, и студенты. И меня это радует.