VK  Facebook  Twitter  Instagram  YouTube
полная версия

«Прозвище «Максим-пулемёт» дали болельщики «Зенита». Михайлов – о Лондоне-2012, Казани и самоизоляции

Дата публикации: -
Источник: Team Russia
Просмотров: 1021

Олимпийский чемпион 2012 года поделился с Team Russia воспоминаниями о главном матче в своей карьере, рассказал, как воспринял перенос Игр в Токио и как проводит время на карантине.

– Где переживаете самоизоляцию?
– В Казани. Здесь у меня есть квартира. Благодаря карантину появилось много времени для семьи – жены Анастасии и сына Никиты, которому летом исполнится пять лет. Ловлю каждую минуту общения с ними. Спортсмены, проводящие уйму времени в разъездах, поймут меня.

– Столица Татарстана одной из первых объявила о введении жестких карантинных мер. Ощутили их действие на себе?
– Безусловно. И дело не только в том, что ты не можешь выйти в хорошую погоду погулять с ребенком. Ограничения сказываются на твоем привычном комфорте: нельзя поехать, куда тебе хочется, приобрести то, что считаешь необходимым. Все прекрасно понимают, что коронавирус должен быть побежден, и в сражении с ним жертвуют качеством и разнообразием повседневной жизни.

– В условиях городской квартиры человеку с ростом 203 см поддерживать спортивную форму не так-то просто, не так ли?
– Главное в этом вопросе – соблюдать регулярность. Есть приседания и много упражнений с фитнес-резинками, которые можно выполнять лежа на коврике. Существуют специальные приспособления, на которых можно заниматься вне зависимости от роста. При желании можно отлично разнообразить свой тренировочный процесс даже в домашних условиях. Хочешь – работай с гантелями, хочешь – с отягощениями. Например, двадцатилитровыми бутылями с водой.

– Сын следит за папиными тренировками?
– Никита к ним проявляет неподдельный интерес. Ребенок старается копировать мои движения, просит объяснить суть некоторых упражнений. Иногда играем с мячом, благо жилищные условия позволяют. Не могу сказать на сто процентов, что сын свяжет свое будущее со спортом, но определенные наклонности у него есть.

– Вам хотелось бы, чтобы Никита Максимович стал волейболистом?
– В первую очередь, этого должен хотеть он. Есть немало примеров, когда известные спортсмены-родители чуть ли не силком тащат свое чадо в спортивную секцию. И ни к чему хорошему, как правило, это не приводит. Я вообще придерживаюсь мнения, что до 10-12 лет ребенок должен просто уделять время физическим активностям без привязки к определенной спортивной специализации. В этом возрасте важно быть универсальным и координированным.

ВОСХИЩАЮСЬ РОДНЫМИ ЛЕСАМИ И ОЗЕРАМИ

– Расскажите о своих первых шагах в волейболе?
– Родился в 1988 году в поселке Кузьмоловский Ленинградской области. Там была секция, в которую меня в восьмилетнем возрасте привела мама. Поначалу мы занимались общими упражнениями – не было такого, чтобы кто-то сразу заиграл связующего первым темпом. Учили пасовать, подавать, играть на приеме – все постепенно. Для гармоничного развития всех спортивных качеств играли в футбол с двумя мячами, в баскетбол.

– Сейчас вы носите звание «Почетный житель поселка». В родных местах давно в последний раз бывали?
– Стараюсь приезжать каждый год. У меня в Кузьмоловском мама живет, многие друзья детства. Последний раз навещал их в прошлом году.
В каждый приезд восхищаюсь красотой природы – просто закачаешься от вида лесов и озер. Жду не дождусь, когда снимут карантин, чтобы вновь отправиться в родные места. Кстати, придерживаюсь версии, что название Кузьмоловский произошло от слова «зверобой»: по-фински оно звучит похоже на имя Кузьма.

АЛЕКНО СДЕЛАЛ ХОД ПО ПРИНЦИПУ «ПАН ИЛИ ПРОПАЛ»

– Давайте вспомним, пожалуй, главный матч в вашей карьере – Олимпийский финал-2012. После двух проигранных партий (19:25, 20:25) не возникло желания выкрикнуть: «Шеф, все пропало!»?
– В какой-то момент возникло реальное ощущение, что вновь можно прокатить мимо золотых олимпийских медалей (на Играх-2008 Максим Михайлов в составе сборной России стал бронзовым призером – Прим. Team Russia). Было бы крайне обидно дойти до финала и бездарно отдать его.

– В третьем сете главный тренер сборной России Владимир Алекно произвел перестановки, которые вошли в историю отечественного волейбола. Вас он отправил в доигровщики, а Дмитрия Мусэрского – в диагональные. Чем же он руководствовался?
– Впоследствии много раз думал об этом, и пришел к выводу, что Владимир Романович сделал ход по принципу «либо пан, либо пропал». Мы с Димой встали на непривычные позиции, и, если бы у нас что-то не получилось, вряд ли кто-то бросил бы камень в наш огород. Однако комбинация тренера раскрепостила команду. Терять все равно было уже нечего.

– В концовке третьего сета потрясающе сыграл самый опытный наш волейболист Сергей Тетюхин…
– Помимо тренерской перестановки, это был один из ключевых моментов золотого матча. Прекрасная игра Сергея на подаче позволила нам догнать соперника, которому уступали три очка – 22:22. Тетюхин вдохновил команду на подвиг, и она, отыграв два матчбола, сумела взять верх в партии – 29:27. Сборная России вернулась в игру, и в последующем все уже было в наших руках!

САММЕЛВУО – ПЕРФЕКЦИОНИСТ

– После Игр-2012 в вашем послужном списке были еще две золотые награды чемпионатов Европы, а также победы в Мировой лиге-2013 и Лиге Наций-2018. Как сейчас складываются ваши отношения с национальной командой?
– Все нормально. Работаю над тем, чтобы не остаться за бортом команды, завоевавшей путевку на Олимпийские игры в Токио. Вызов в сборную России – это каждодневная цель для любого спортсмена, независимо от возраста и регалий. Конечно, сейчас в сборной большая конкуренция за место в составе. Многие молодые ребята достойны того, чтобы стоять на пьедестале и слушать российский гимн. Если учесть, что мне уже 32 года, то приходится попутно исполнять функции наставника, делиться опытом.

– С теперешним главным тренером российской сборной Туомасом Саммелвуо контактируете?
– По телефону не общаемся. А вот на сборах разговаривали довольно часто. У меня сложилось о нем мнение, как о хорошем и приятном человеке с европейским уровнем мышления. Туомас всецело отдает себя работе. Для него очень важно, как организован тренировочный процесс и устроен быт спортсменов. Его методы мне импонируют. Он перфекционист, и в этом наши взгляды полностью совпадают.

– Как восприняли информацию о переносе Олимпийских игр в Японии на один год?
– Для меня эта новость была ожидаемой – все к этому шло. Конечно, год назад такое развитие событий не смог бы предсказать никто. Но сейчас мир столкнулся с новыми реалиями, которые не оставили иного выбора. Естественно, с одной стороны, когда в начале года ты держишь в голове определенный план подготовки, небольшое огорчение от отмены соревнований присутствует. С другой – будет стимул еще тщательнее подойти к тренировкам, осмыслить все то, что тобой уже было пройдено. Хотя понятно, что последнее слово останется за тренерским штабом, которому предстоит определить, вписывается тот или иной игрок в выстраиваемую модель.

– Довелось прочитать, что у вас есть прозвище «Максим-пулемёт». Откуда его корни?
– Меня так называют болельщики казанского «Зенита», клуба, в котором выступаю уже 10 сезонов. Быть может, оно связано с умением выполнять серии подач. Поклонники нашей команды – люди неординарные и креативные. Всегда придумывают игрокам прозвища, на трибунах оглашают все новые и новые кричалки. Играть в таких условиях – одно удовольствие.
Вообще, мое ближайшее будущее связано только с «Зенитом». Если буду нужен команде, то обязательно останусь в Казани. Но вы понимаете, в спорте бывает тяжело что-то прогнозировать, особенно в обстановке пандемии. Как будут развиваться события в новом сезоне, не знаю.

– Минувший сезон был завершен досрочно. По итогам группового этапа чемпионом России провозгласили новосибирский «Локомотив», казанцы же заняли второе место. Как вы отнеслись к этому решению?
– Придерживаюсь уже озвученной мной ранее точки зрения: недоигранный турнир должен быть закончен. Знаю, что это мнение нашло много критиков. Но возьмите, к примеру, чемпионат Польши. Там не стали объявлять чемпиона, чтобы не нарушать регламент, пусть и вследствие серьезных обстоятельств. Единственное, что считаю справедливым, так это распределение команд по европейским клубным турнирам.

– Какой наша страна должна выйти из коронавирусной свистопляски?
– Думаю, что она только закалит наш характер. Люди, которые сумеют сделать правильные выводы из всего происходящего, станут более сильными как морально, так и физически.

Владимир Топильский, Team Russia